Получение резких пейзажных фотографий

Важным элементом пейзажной фотографии является обеспечение четкости всех ключевых элементов в вашей композиции. Это часто может включать объекты переднего плана, которые находятся на расстоянии нескольких метров от вашей камеры, а также элементы фона, которые могут находиться на расстоянии нескольких километров. Поэтому, чтобы достичь этого, вам нужно убедиться, что глубина резкости достаточно велика, чтобы сделать все интересное достаточно резким.

img42-1

Когда вы фокусируетесь на отдельной точке вашего ландшафта, вы фактически создаете плоскость фокусировки, которая лежит параллельно датчику. Все перед и за этой плоскостью технически не в фокусе, однако есть область, в которой объекты будут казаться достаточно резкими - это глубина резкости. Например, в сцене ниже камера была сфокусирована на скале. Следовательно, плоскость фокуса лежит параллельно датчику поперек этой породы, а пределы допустимой резкости, которые образуют границы глубины резкости, лежат перед и позади этой плоскости.

img42-2

* Теоретический пример, показывающий глубину резкости для данного фокусного расстояния, диафрагмы и точки фокусировки. Глубина резкости всегда будет составлять одну треть расстояния перед фокальной плоскостью и две трети расстояния позади нее.

На приведенной выше диаграмме глубина резкости недостаточна для захвата всех деревьев в пределах допустимой резкости, то есть они будут отображаться не в фокусе. Тем не менее, глубиной резкости можно легко манипулировать, чтобы она могла расширяться настолько, насколько вам нужно, поскольку она контролируется рядом факторов, а именно: фокусным расстоянием, диафрагмой и расстоянием до фокусной точки. (Не будем учитывать размер сенсора, так как после покупки вашей камеры он не подлежит контролю пользователя; однако не мешает понимать, что глубина резкости обратно пропорциональна размеру сенсора, что означает, что разные камеры имеют различные возможности в отношении достижимой глубины резкости). Связь этих факторов с глубиной резкости приведена ниже:

Фокусное расстояние: до первого - фокусное расстояние, так как обычно ваше фокусное расстояние будет определяться вашей композицией. Изменение фокусного расстояния изменит поле зрения и следовательно, вашу композицию. Малое фокусное расстояние - дает широкий угол зрения и большую глубину резкости, а большое фокусное расстояние, дает узкий угол зрения, то есть теле-фото.

Апертура: вероятно, наиболее очевидным фактором глубины контроля поля является апертура. Более узкая апертура, то есть большее значение f /, дает большую глубину резкости и наоборот. Важно выбрать наименьшую апертуру, ограниченную дифракцией, чтобы получить максимальную глубину резкости без ухудшения качества изображения.

Расстояние до фокуса: в сочетании с заданным фокусным расстоянием и диафрагмой решение о том, где разместить плоскость фокуса, повлияет на результирующую глубину резкости. Глубина резкости увеличивается с увеличением расстояния от камеры до точки фокусировки. Следовательно, после выбора фокусного расстояния, как правило, комбинация выбранной диафрагмы и расстояния до фокусной точки определяет глубину резкости.

Гиперфокальное расстояние

Один из способов гарантировать, что весь кадр находится в фокусе т.е. «приемлемо резкий», состоит в том, чтобы глубина резкости простиралась от переднего плана до бесконечности. Для этого вам необходимо сфокусироваться на «гиперфокальном расстоянии». Для данного фокусного расстояния и диафрагмы будет расстояние, на котором установка точки фокусировки приведет к тому, что вся сцена будет находиться в пределах глубины резкости.

img42-3

Таким образом, выбрав правильную диафрагму и переместив точку фокусировки на гиперфокальное расстояние (при условии, что композиция и фокусное расстояние останутся неизменными), можно будет сделать всю сцену в фокусе. Стоит отметить, что при фокусировке на гиперфокальном расстоянии приемлемый предел всегда равен половине гиперфокального расстояния.

Выбор диафрагмы

Для любой фокальной плоскости, глубина резкости простирается 1/3 е места в передней и 2/3 - е позади точки фокусировки. Недостатком применение гиперфокальной фокусировки является выбор очень маленького отверстия диафрагмы, например F / 22 или F / 18. Однако, выбирая такую ​​маленькую диафрагму, вы можете потерять преимущества бесконечной фокусировки из-за снижения резкости изображения в результате дифракции.

Например, изображение ниже показывает сравнение одной и той же сцены, снятой с f / 8 (слева) и f / 16 (справа).

img42-4

Морозный лист папоротника в центре кадра в нижней части изображения, был важной частью интереса переднего плана. Даже при том, что оба изображения выглядят совершенно четкими, при 100% увеличении для каждого изображения ниже показано различие в резкости при использовании f / 8 и f / 16, хотя обе диафрагмы дают глубину резкости, которая простирается от листа папоротника до бесконечности:

img42-5

Резкость листа папоротника на f / 8 (слева) против f / 16 (справа). Несмотря на то, что объектив был перенастроен с f / 22 до f / 16, все еще можно было снимать с большей резкостью, используя более широкую диафрагму f / 8 и фокусировку на гиперфокальном расстоянии.

Дифракция является проблемой для всех объективов, поскольку диафрагма становится меньше, особенно по краям изображения и будет более выраженной на недорогих объективах. Как правило, наилучшее место с точки зрения эффективности объектива будет где-то между f / 8 и f / 11. Следовательно, использование наименьшей диафрагменной апертуры, которая все еще может достичь необходимой глубины резкости, становится важным.

Узнайте больше в нашей рубрике Советы по фотографии